Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

3. Диагностика деятельности предприятия на основе рейтингового анализа

Основы проведения рейтингового анализа

Одним из вариантов анализа, позволяющего получить комплекс­ную оценку финансового состояния предприятий и провести их сравнение, является рейтинговый анализ. Рейтинг— это метод срав­нительной оценки деятельности нескольких предприятий. В основе рейтинга лежит обобщенная характеристика по определенному при­знаку (признакам), позволяющая выстраивать (группировать) пред­приятия в определенной последовательности по степени убывания (возрастания) данного признака. Признаки (критерии) классифи­кации предприятий могут отражать отдельные стороны деятельно­сти предприятий (прибыльность, ликвидность, платежеспособ­ность) или деятельность предприятия в целом (объем операций, надежность, имидж). В качестве оценочного критерия может также выступать уровень экономической состоятельности предприятия.

Характер формирования и назначение рейтингов различны. Рей­тинги независимых рейтинговых агентств основываются на изуче­нии официальной отчетности предприятий, как правило, балансов (и именно они становятся доступными массовой печати). Адекват­ность таких рейтингов реальному положению дел в значительной мере зависит от достоверности отчетных данных и системы пока­зателей, используемой для характеристики надежности предпри­ятий. Такими рейтингами пользуются как профессионалы (специ­алисты банков, бирж, ассоциаций предприятий, аудиторских фирм), так и непрофессионалы (вкладчики, акционеры).

Существует ряд недостатков, снижающих эффективность при­менения рейтинговых оценок при определении финансового со­стояния предприятий. Рассмотрим некоторые из них.

1. Остается нерешенной проблема достоверного отражения фи­нансового состояния предприятия в балансе.

2. Обычно рейтинг рассчитывается по отчетности на конец года или полугодия, реже используются балансы на конец квартала. В пе­чати рейтинг появляется через 2—4 месяца после составления ана­лизируемых балансов (время необходимо на сбор и обработку ин­формации).

3. Формализовать мнения экспертов и выработать усредненный критерий влияния экспертной оценки на положение того или ино­го предприятия в рейтинге пока не удалось.

Информация для правообладателей Copyright © 2010 UniverLib.ru