Риски в экономике

2.1.2. Экологические риски

Уровень вероятности возникновения неблагоприятных последствий, опасных для жизнедеятельности людей, со­хранности природных ресурсов, исторических, культурных и материальных ценностей, связанных с природными ка­тастрофами, с функционированием экологически опасно­го производственного объекта, а также с принятием реше­ния о размещении жилищно-коммунальных, промышлен­ных, сельскохозяйственных объектов в зонах возможных стихийных бедствий составляет экологический риск. В ис­торическом масштабе времени неразумные действия че­ловека довольно часто приводили к тяжелым экологичес­ким последствиям, которые нередко меняли образ жизни больших групп людей и даже целых народов. Современ­ное развитие общественного производства характеризуется увеличением сложности и концентрации промышленных объектов, потенциально опасных по возможным послед­ствиям. Повышается опасность аварий. Аварийные ситуа­ции угрожают здоровью и жизни людей, наносят непопра­вимый ущерб природе, разрушают материальные и куль­турные ценности. Рассмотрение проблем любых катастроф связано с такими основополагающими понятиями, как риск и безопасность. Понятие риска, или опасности, всегда от­носится к системе, включающей источник опасности и объект, на который этот источник может воздействовать.

 

Экологический риск может возникнуть в процессе строительства и эксплуатации объекта и являться состав­ной частью промышленного риска. Ущерб окружающей среде (ОС) выражается в виде загрязнения или уничто­жения лесов, воды, воздуха, земельных ресурсов, нане­сения вреда биосфере и сельскохозяйственным угодьям. Нанесение ущерба третьим лицам выражается в виде уве­личения заболеваний и смертности. При этом возникает гражданская ответственность за нанесение в процессе про­изводства вреда третьим лицам, в качестве которых мо­гут выступать как юридические (организации), так и фи­зические (население) лица.

 

Наиболее вероятные случаи — аварии, сверхнорматив­ные выбросы и утечки вредных веществ на производствен­ном объекте, воздействие которых затронет окружающие территории.

 

Последствия нанесения вреда можно разделить на бли­жайшие и отдаленные. Ближайшие последствия — когда непосредственно наносится ущерб в виде разрушения зда­ний, сооружений, загрязнения территорий, травм, гибе­ли людей и т. д; отдаленные — долговременное загрязне­ние почвы, водных ресурсов и других природных ресурсов и дальнейшее воздействие такого загрязнения на здоро­вье людей (различные заболевания, причем через несколь­ко лет после аварии, общее снижение качества жизни на территории, затронутой аварией, повышение уровня смерт­ности и частоты хронических заболеваний, рост детской смертности и т. д.). Характерный пример — авария на Чер­нобыльской АЭС в 1985 г. В результате спасательных ра­бот большие дозы облучения получили группы ликвида­торов. Пострадало мирное население (случаи заболеваний лучевой болезнью, гибель людей, потеря их угодий, отсе­ление из зараженных областей). Основные последствия проявляются через 10 лет после аварии в виде увеличения частоты раковых заболеваний, особенно рака щитовид­ной железы. Загрязнения окружающей среды классифи­цируются следующим образом.

  1. Природные — вызываются естественными явлени­ями, обычно катастрофами (паводки, извержения вулка­нов, селевые потоки).
  2. Антропогенные (возникают в результате деятель­ности людей), в том числе:

  • биологические — случайные или в результате дея­тельности человека;
  • микробиологические — появление необычно боль­шого количества микробов, связанных с массовым их рас­пространением в антропогенных средах, возникших вслед­ствие деятельности человека;
  • механические — засорения среды, оказывающие ме­ханическое воздействие без физико-химических послед­ствий;
  • химические — изменения естественных химических свойств среды, в результате которых повышается или по­нижается среднемноголетнее колебание количества каких- либо веществ за рассматриваемый период или проникно­вение в среду веществ, нормально отсутствующих в ней или находящихся в концентрации, превышающей ПДК;
  • физические — изменение естественного физическо­го состояния среды, из них:
  • тепловые — возникают в результате повышения тем­пературы среды главным образом в связи с промышленны­ми выбросами нагретого воздуха, воды и отходов газов;
  • световые — нарушение естественного освещения ме­стности под воздействием искусственных источников све­та, приводящее к аномалиям в жизни растений и живот­ных;
  • шумовые — в результате увеличения интенсивности и повторяемости шума сверх природного уровня;
  • электромагнитные — вследствие изменения элект­ромагнитных свойств среды, приводящие к глобальным и местным геофизическим аномалиям;
  • радиоактивные — связаны с повышением естествен­ного уровня содержания в среде радиоактивных веществ.

 

Непосредственными объектами загрязнения служат ат­мосфера, вода и почва. Косвенными объектами загрязне­ния являются растения, животные, микроорганизмы и т. д.

 

Закон РФ «Об охране природной окружающей среды» устанавливает:

  • участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной или иной деятельности проис­ходят устойчивые отрицательные изменения в окружаю­щей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественной экологической системы, генети­ческому фонду растений и животных, объявлены «зона­ми чрезвычайного экологического положения (ситуации)» (ЗЧЭС);
  • участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной или иной деятельности проис­ходят грубейшие, необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здо­ровья населения, нарушение природного равновесия, раз­рушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны, объявлены «зонами экологического бед­ствия» (ЗЭБ).

 

Большая часть территорий подпадает под признаки ЗЧЭС и ЗЭБ. Эти территории заинтересованы в финан­совой и материально-технической помощи, требуют боль­ших затрат и разработки количественных критериев, объективного выделения и определения границ ЗЧЭС и ЗЭБ, а также нормальной экологической безопасности и социально-экономической реабилитации.

 

Среди экологических поражений, вызванных хозяй­ственной деятельностью человека, выделяют главные:

  • размещение производственных отраслей, хозяйствен­ных объектов, экологически не совместимых с природ­ным комплексом;
    • ошибочная оценка экологических последствий раз­мещения производительных сил и антропогенное преоб­разование природных ландшафтов.

 

Они становятся источником кризисных зон, где про­исходит хроническое нарушение качества окружающей сре­ды, и возвращают вероятность экологического поражения.

 

* Экологический маркетинг

 

1. Масштабы экологических про­блем в современном мире.

 

Под влиянием научно-технического прогресса неиз­меримо возросло воздействие человека на среду обита­ния. Это привело к возникновению таких глобальных эко­логических проблем, как:

  • охрана окружающей среды;
  • борьба с наиболее опасными и распространенными заболеваниями;
  • обеспечение крупных заводов энергией, топливом, продовольствием.

 

Путь к урегулированию отношений между обществом и природой лежит через непрерывный социальный, эко­номический, научно-технический прогресс общества в со­четании с разумным, основанным на глубоких научных знаниях управлением природными ресурсами и окружа­ющей средой.

 

Важнейшей особенностью современного научно-тех­нического прогресса являются требования рационально­го, комплексного использования природных ресурсов и управление производством и потребителем с целью бла­гоприятного воздействия на окружающую среду и под­держания оптимального равновесия в системе «обществен­ное производство — окружающая среда».

 

Аспекты экологически ориентированного маркетинга в мировом сообществе связаны с быстрым развитием техно­логий и процессов, снижающих воздействие на окружаю­щую среду, а также с ускоренным формированием рынка экологических услуг, который требует соответствующего развития маркетинговых средств управления этим рынком.

 

К основным маркетинговым направлениям в данной области следует отнести:

  • формирование финансовых структур поддержки эко­логических действий;
  • экологическую оценку (аудит) уровня воздействия на окружающую среду;
  • экологическое страхование действий компаний;
  • измерение форм отчетности деятельности произво­дителей;
  • новые формы рекламы;
  • формирование новых принципов торговли (напри­мер, продажа экологически чистых продуктов).

 

2. Маркетинговый механизм уп­равления охраной окружающей среды.

 

Такой механизм основан на типологии рыночных ме­тодов. В настоящее время известны следующие основные группы методов управления:

  • административное регулирование, т. е. введение нор­мативных стандартов и ограничений, которые должны со­блюдать фирмы-производители, а также осуществление прямого контроля и лицензирования процессов природо­пользования;
  • экономические стимулы, спасобные заинтересовать фирму-производителя в рациональном природопользовании;
  • система платежей налогов за экологические загряз­нения;
  • распределение прав на загрязнение и компенсаци­онные платежи.

 

Данные методы необходимо использовать на различ­ных стадиях маркетингового процесса в зависимости от состава первичных ресурсов, специфики производствен­ного процесса и применяемых природоохранных техно­логий, формирующих выбросы в окружающую среду.

 

Особая роль отводится платежам и налогам за загряз­нение. Они представляют собой косвенные рычаги воз­действия и выражаются в установлении платы за выбросы и сбросы, за использование ресурсов. Причем плата долж­на соответствовать социально-экономическому ущербу от загрязнения или определяться по какому-либо другому по­казателю. Налоги на загрязнение и платежи предоставля­ют максимальную свободу загрязнителю в выборе страте­гии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс. Если природоохранные издержки низки, то фир­ма значительно сократит выбросы, вместо того чтобы пла­тить налог. Предполагается, что она может сократить их до оптимального уровня, когда прирастающие затраты на добавочную очистку станут равными ставке платежа.

 

Платежи пользователей на покрытие административ­ных расходов могут включать плату за получение разре­шения или лицензии, а также другие номинальные пла­тежи, соответствующие величине выбросов и покрываю­щие издержки на раздачу разрешений и лицензий. Эти платежи в целом меньше платежей за загрязнение и име­ют ограниченное воздействие на уровень выбросов фир­мы. Их надо рассматривать как лицензионный сбор, ко­торый сопровождается выдачей лицензии.

 

Субсидии представляют собой специальные выплаты фирмам-загрязнителям за сокращение выбросов. Среди субсидий наиболее часто встречаются инвестиционные на­логовые кредиты, займы с уменьшенной ставкой процента, гарантии займов, обеспечение ускоренной амортизации природоохранного оборудования, средства на регулиро­вание цен первичных ресурсов и конечной продукции.

 

Фирмы-загрязнители должны нести обязательную от­ветственность за причиненный ущерб. Если налог на за­грязнение «ли плата за выбросы отражают предельный ущерб, определенный до акта выброса, то в системе обя­зательной ответственности плата за ущерб рассчитывает­ся по факту выброса (после него) конкретно для каждого случая. Нанесшая ущерб фирма обязана либо каким-то об­разом его компенсировать, либо провести очистку нару­шенного природного объекта, либо выплатить компенса­ции пострадавшим, либо сделать что-то еще. С этой целью оформляются специальные документы, закрепляющие обя­зательства на осуществление природоохранной деятельно­сти под соответствующий залог.

 

Данный подход особенно эффективен, если число за­грязнителей и их жертв ограничено, а размер загрязнения и его состав легко отследить. Необходимо различать аварийные выбросы и восстановление экосистемы после осуществления определенной деятельности (рекультивация земель). В пер­вом случае фирма может лишь прогнозировать будущий ущерб и принимать все меры, чтобы его не допустить. Но если та­кой ущерб будет нанесен, то виновник полностью компен­сирует его. В качестве гарантий здесь могут выступать акти­вы фирмы, в том числе страховой полис, и т. п. Во втором случае примерные масштабы будущего ущерба известны, если речь идет, например, о добыче полезных ископаемых. В ка­честве гаранта здесь выступает денежный депозит, вносимый фирмой. Если она сама проведет рекультивацию земель, то получит свой депозит обратно, а если нет, то суммы депозита должно хватить, чтобы рекультивацию провел кто-нибудь дру­гой. Свою ответственность по компенсации ущерба загряз­нитель может переложить на посредника, внося плату за за­грязнение по ставкам, соответствующим экономической оценке ассимиляционного потенциала. Он оплачивает в том числе и ущерб, т. е. рассчитывается с жертвой загрязнения.

 

Система целевого резервирования средств на утилиза­цию отходов используется для создания стимула у потре­бителей на осуществление дополнительных издержек. В момент покупки товара, предопределяющей предстоящее загрязнение, осуществляется вклад, который возвращает­ся с процентами после утилизации отходов.

 

Информационные системы, служащие для обеспечения полноты информации и свободы ознакомления с ней, иг­рают роль, подобную экономическим стимулам. Если фир­мы предоставляют всю информацию, то потребители или жители близлежащих территорий оповещаются о размерах загрязнения или вредных веществах в продукции. Ин­формированность (антиреклама) ведет к изменению спроса на продукцию, обеспечивая сокращение загрязнения, ис­пользование соответствующих первичных ресурсов или типов технологий.

 

* Источники информации о загрязнении окружающей среды

 

Прежде чем перейти к анализу основных источников информации, отражающих воздействие предприятия на ок­ружающую среду, рассмотрим важнейшие понятия, ис­пользуемые в этих источниках.

 

В научно-технической литературе под воздействием на окружающую среду понимают любые потоки вещества, энергии и информации, непосредственно образующиеся в окружающей среде или планируемые в результате антро­погенной деятельности и приводящие к отрицательным изменениям окружающей среды и последствиям этих из­менений.

 

Основные источники воздействия на окружающую сре­ду подразделяются на:

  • источники выбросов загрязняющих веществ (связаны с рассеиванием загрязняющих веществ в атмосфере, а том числе при размещении и захоронении отходов);
  • источники сбросов загрязняющих веществ (связаны с по­ступлением и разбавлением загрязняющих веществ в повер­хностных и/или подземных водах, а также в канализацион­ных коллекторах, в том числе при размещении отходов);
  • источники физико-химического воздействия на окру­жающую среду (источники шума, вибраций, ионизирую­щих излучений, электромагнитных полей, источники сброса и выброса тепла);
  • источники биологического загрязнения окружающей среды.

 

В принятой терминологии применительно к атмосфе­ре можно говорить только о выбросах, а применительно к водным объектам — о сбросах. Отметим еще, что термин загрязнитель может относиться столько к предприятию, а не к веществу. Вещество может быть названо загрязняю­щим, вредным или токсичным.

 

Различают стационарные и подвижные источники воз­действия на окружающую среду. Положение подвижных источников в пространстве изменяется в рассматривае­мый период их действия (движущиеся транспортные сред­ства, разливы жидкостей). Стационарные источники выб­роса и сброса загрязняющих веществ делятся на организо­ванные и неорганизованные (площадные, диффузные, объемные). Это источники, соответственно имеющие или не имеющие фиксированного устья. Под фиксированным устьем понимают часть конструкции организованных ис­точников выбросов или сбросов загрязняющих веществ, су­щественно ограничивающую область их перехода в окру­жающую среду, как правило, круглой или прямоугольной формы; к устью принято относить все характеристики ис­точников выбросов и сбросов загрязняющих веществ. При­мерами организованного источника выбросов могут служить заводская труба, канал выпуска очищенных сточных вод. В качестве неорганизованного источника загрязнения может рассматриваться, например, промышленная площадка пред­приятия в целом. Вредные вещества из проливов нефте­продуктов, агрессивных жидкостей, из просыпей сырьевых материалов или продуктов могут поступать в воздух и по­падать в водные объекты (например, с дождевыми водами).

 

Отходы — остатки сырья, материалов, некондицион­ные и побочные продукты, использованная и потерявшая свои первоначальные потребительские качества готовая продукция, размещаемые в определенных местах, по оп­ределенным правилам, с последующим обязательным ис­пользованием, переработкой или ликвидацией, захороне­нием. В зависимости от источника образования различают отходы производства и отходы потребления.

 

Сами по себе отходы не обязательно являются источ­никами воздействия на окружающую среду, но образуют их в процессе размещения и удаления. Под организованным размещением отходов понимают регламентированные и осу­ществляемые в соответствии с установленными нормами и правилами процессы выделения, концентрирования, сбора, транспортировки, накопления, складирования, временно­го хранения отходов, предусматривающие возможность их дальнейшего использования, переработки, ликвидации, за­хоронения.

 

Неорганизованное размещение отходов осуществляется с нарушением установленных норм и правил (стихийные свалки на обочинах дорог, опушках лесов, в оврагах).

 

Удаление отходов — рассматриваемые совместно процессы размещения, переработки, использования, ликвидации или захоронения отходов. При удалении отходов всегда возмож­ны альтернативные варианты, такие, как переработка или ликвидация, использование либо захоронение отходов.

 

* Государственная экологическая отчетность

 

Фактически на любом предприятии присутствуют все описанные выше типы источников воздействия на окружа­ющую среду, Кроме того, само предприятие можно рас­сматривать как некий совокупный источник воздействия. Существует целый ряд документов, регламентирующих воз­можное и отражающих реальное воздействие предприятия на окружающую среду. Среди них особого внимания зас­луживают проекты томов предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов, проекты лимитов разме­щения отходов, экологические паспорта предприятий, а так­же различные формы статистической отчетности.

 

1. Проекты томов ПДВ и ПДС. Нормативы воздей­ствия на окружающую среду для хозяйственных объектов разрабатываются в форме проектов томов ПДВ и ПДС. Эти нормативы связаны со стандартами качества окру­жающей среды, но в отличие от них устанавливаются не в терминах (единицах) концентраций загрязняющего ве­щества, а в терминах массы вещества, сбрасываемого (выб­расываемого) в единицу времени в окружающую среду.

 

Предельно допустимый выброс (ПДВ) — масса веще­ства в отходящих газах, максимально допустимая к выб­росу в атмосферу в единицу времени. Предельно допус­тимый сброс (ПДС) — масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени. Нормы ПДВ и ПДС устанавливаются для каж­дого источника загрязнения на предприятии и для каж­дой примеси с учетом комбинированного воздействия.

 

Общий принцип установления нормативов ПДС и ПДВ состоит в том, что в результате выбросов (сбросов) не дол­жны превышать установленные нормативы качества воз­духа или воды. Для выбросов это ПДКмр (максимальная разовая), для сбросов — санитарные или рыбохозяйственные нормативы в зависимости от водного объекта.

 

В основе определения ПДВ (ПДС) лежит методика рас­чета концентраций загрязняющих веществ, создаваемых источником в контрольных пунктах с учетом рассеяния (раз­бавления), вклада других источников, перспектив развития (проектируемые источники) и т. д. Если значения ПДВ (НДС) по объективным причинам не могут быть достиг­нуты, то для таких предприятий устанавливаются временно согласованные выбросы (сбросы) вредных веществ (ВСВ и ВСС) и вводится поэтапное снижение показателей выбро­сов (сбросов) вредных веществ до значений, которые обес­печивают соблюдение ПДВ (ПДС). Для хозяйственных объектов, вновь вводимых в действие, установление вре­менно согласованных нормативов не допускается.

Проекты томов ПДВ и ПДС отражают нормативы вы­бросов (сбросов), установленные для каждого источника загрязнения и каждого вещества. Эти документы готовят­ся, как правило, уже на стадии рабочего проектирования и должны пересматриваться в случае изменения мощности, технологии производства или режима работы предприятия, но не реже одного раза в пять лет. Проекты томов ПДВ и ПДС подлежат утверждению в территориальных органах Госкомэкологии, на их основе предприятие получает раз­решение на выброс (сброс) загрязняющих веществ.  

  •  Проект лимитов размещения отходов. Лимитирование размещения твердых промышленных отходов осуществля­ется на основании «Временных правил охраны окружаю­щей среды от отходов производства и потребления в РФ». 
  •  Экологический паспорт предприятия. Каждое пред­приятие должно иметь специальный документ — экологи­ческий паспорт. Этот документ был утвержден и впервые введен в действие в январе 1990 г. ГОСТом 17.0.0.04-90. Данный стандарт был разработан с целью систематизации информации, определяющей влияние предприятия на ок­ружающую среду, и контроля за соблюдением им приро­доохранных норм и правил в процессе хозяйственной дея­тельности.

 

Экологический паспорт, как правило, содержит сведе­ния общего характера об используемой технологии (какого типа процесс реализован на предприятии), об источниках воздействия (источниках выбросов, сбросов, образования отходов). Приводятся схемы промплощадок, результаты рас­четов рассеяния загрязняющих веществ в окружающей среде и другие материалы.

 

В большинстве случаев экологический паспорт являет­ся открытым документом и хранится в территориальном Комитете по охране окружающей среды. Если речь идет о режимном предприятии, то в Комитет поступает лишь часть этого документа, не содержащая секретных сведений. Дру­гая часть, имеющая информацию ограниченного доступа, остается на предприятии. Доступ к ней осуществляется в соответствии с порядком, установленным для документов подобной категории (через первый отдел).  

  •  Статистическая отчетность. Обязанностью предприя­тия является представление отчетов о природоохранной де­ятельности в соответствии со следующими формами госу­дарственной статистики.

     

    Все формы статистической отчетности подаются в орга­ны Госкомстата, а также в территориальные комитеты по охране окружающей среды. Все перечисленные документы, находящиеся в территориальных комитетах, могут быть до­ступны общественным организациям.

     

    Надо отметить, что список материалов, отражающих характер технологических процессов и воздействия хозяй­ственных объектов на окружающую среду, далеко не ог­раничивается этими документами. Для каждого объекта разработаны регламенты, так называемые технологичес­кие карты, схемы производственной канализации и дру­гие материалы, ведутся различные журналы учета. Однако реальные возможности граждан и общественных органи­заций, как правило, ограничиваются доступом к экологи­ческим паспортам, проектам томов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС), проектам лимитов раз­мещения отходов и к формам государственной статисти­ческой отчетности.

     

    Вся названная документация содержит ценные сведе­ния, которые при умелом использовании оказываются цен­ным источником информации об экологических аспектах деятельности предприятия. В то же время следует осозна­вать и ограничения, свойственные этим источникам. Про­екты томов ПДВ и ПДС содержат расчетные показатели. Хотя при запуске предприятия должна быть проведена, на­пример, инвентаризация выбросов, представители терри­ториальных органов Госкомэкологии во многих случаях не имеют необходимых инструментальных средств. Даже если инструментальные замеры были проведены и под­твердили сделанные расчеты, объемы выбросов могут су­щественно измениться не только при изменении техно­логического цикла или выпускаемой продукции, но и при замене используемого сырья или топлива. Наконец, рас­четы выполняются при условии работы очистных устано­вок и сооружений. В то же время именно эти установки нередко оказываются первой жертвой экономии электро­энергии на предприятии.

     

    Что касается данных экологического паспорта и ста­тистической отчетности, то в большинстве случаев ос­новной массив содержащихся в них сведений строится на расчетных показателях. На практике предприятие, как правило, не имеет возможности реально фиксировать объемы своих выбросов и сбросов, а потому источником данных выступают те же проекты томов ПДВ и ПДС.

     

    Нередко предполагается, что объем выбросов и сбросов пропорционален объему выпускаемой продукции, что тоже не всегда соответствует действительности.

     

    Подобные соображения важно иметь в виду не только при анализе документов конкретного предприятия, но и при работе с различными обобщающими докладами и об­зорами. Все данные о количестве выбросов и сбросов для этих документов получаются путем обобщения статисти­ческой отчетности предприятий.

     

    * Другие источники информации о загрязнении окружающей среды

     

    Формы государственной экологической статистической отчетности являются одним из важнейших, но отнюдь не единственным источником информации о предприятии.

     

    Информация о предприятии-загрязнителе или о состо­янии окружающей среды в непосредственной близости от него может находиться в распоряжении ряда государствен­ных организаций. Так, интересующий нас загрязнитель может быть описан в актах проверок, предпринятых со­трудниками Комитета по охране окружающей среды, или в журналах лабораторий СЭС. В зоне его влияния может быть расположен пост Росгидромета. Для получения све­дений о воздействии хозяйственных объектов логично об­ратиться с официальными запросами в эти инстанции (что нередко и делают общественные организации). Очевид­ным достоинством этих источников информации являет­ся то, что они принципиально не зависят от загрязнителя, а информация, которой они располагают, строится на ре­зультатах наблюдений и измерений.

     

    Помимо информации о воздействии конкретного за­грязнителя практически всегда необходимо и знакомство с общими закономерностями воздействия на окружаю­щую среДу источников, относящихся к данной отрасли. Это важно, во-первых, для правильного понимания и корректной интерпретации сведений о конкретном пред­приятии. Во-вторых, такие знания помогут точно и кон­кретно поставить вопрос при обращении в различные орга­низации (например, запросить информацию о концент­рациях определенных веществ в речной воде ниже выпуска завода по течению). Важно и то, что в такой ситуации общественность может выступить компетентным собесед­ником этих организаций, что, как показывает практика, значительно увеличивает вероятность получения нужной информации.

     

    Некоторые сведения о характерных воздействиях от­раслей могут быть получены в упоминавшихся докладах о состоянии окружающей природной среды федерального и регионального уровней. Эти доклады содержат обоб­щенную информацию о сбросах и выбросах предприятий в масштабах страны, регионов, крупных городов, а в слу­чае регионального доклада — районов и городов субъекта Федерации.

     

    Описанная выше статистическая отчетность предпри­ятий обобщается в сводных отчетах, выпускаемых Гос­комстатом. Кроме того, закономерности воздействия ис­точников, относящихся к различным отраслям хозяйства, описаны в периодически выходящих сборниках «Влия­ние отраслей экономики Российской Федерации на со­стояние природной среды».

     

    С помощью литературных источников можно полу­чить и некоторую информацию о конкретном предприя­тии (справочники «Область в цифрах», «Российская Фе­дерация в цифрах»),

     

    • Независимая информация о хозяйственных объектах

     

    Умело используя сведения, полученные в государ­ственных природоохранных органах, можно сделать оп­ределенные выводы и предложить некоторые рекоменда­ции. Тем не менее этой информации может оказаться недостаточно.

     

    Многие общественные организации обращаются к соб­ственным наблюдениям и измерениям, которые при разум­ной организации и интерпретации могут дать весьма по­лезную информацию, дополняющую сведения официальных источников.

     

    В последние годы получил развитие еще один подход к получению независимой информации о хозяйственных объектах, который носит название экологического аудиро­вания. Под ним традиционно подразумевают независимый квалифицированный анализ, оценку, разработку рекомен­даций и предложений третьей, независимой стороной по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности. Этот вид деятельности не ограничивается проверкой деятельности и отчетности экономических субъектов. В процессе экологического аудирования долж­на создаваться дополнительная достоверная независимая информация об экологических аспектах деятельности пред­приятий. Необходимо подчеркнуть, что во всем мире эко­логическое аудирование рассматривается как один из ви­дов предпринимательской деятельности. Решение адми­нистрации предприятия прибегнуть к услугам аудиторов, как правило, является добровольным. Вопросы конфиден­циальности информации, получаемой аудиторами, строго регламентированы во всех странах. В Российской Федера­ции основные положения системы экологического ауди­рования находятся на стадии утверждения, а норматив­ные документы еще подлежат разработке.

     

    В рамках экологического аудирования используется ряд приемов и методов получения и анализа информации об экологических аспектах деятельности предприятия. Не­которые из них, например метод материального баланса, визуальная оценка, фото- и видеосъемки, а в ряде случа­ев и анкетирование, обзорные туры по предприятию, впол­не могут быть использованы общественной организаци­ей при анализе деятельности предприятий. Часть этих методов предполагают сотрудничество с руководством предприятия, другие общественная организация может применять и самостоятельно, например при анализе дос­тупной документации предприятия или типичных техно­логических регламентов.

     

    Кроме того, общественные организации могут создать условия, при которых руководство предприятия сочтет це­лесообразным проведение экологического аудирования с привлечением квалифицированных экспертов. Роль об­щественности в этом случае состоит в том, чтобы обсу­дить с представителями предприятия проблемы загрязне­ния окружающей среды, которые вызваны воздействием объекта, доказать значимость вклада того или иного ис­точника загрязнения, найти стимулы, убедить руковод­ство в необходимости объективной экспертной оценки производственного процесса и принятии мер по умень­шению воздействия. По окончании аудирования некото­рые мероприятия, предложенные экспертами, конкретная программа их реализации также могут стать предметом обсуждения с общественностью.

     

    * Маркетинг в области экологии.

     

    Страхование экологических рисков

     

    Маркетинговые критерии для решения экологических про­блем могут быть представлены в виде комплексной системы:

    1)     коммерческо-хозяйственный механизм;

    2)     общественно-правовой механизм;

    3)     маркетингово-управленческий механизм;

    4)     нормативно-технические условия при разработке товара на уровне НИОКР;

    5)    информационное обеспечение как составной эле­мент «маркетинг-микс»;

    6)    структурная перестройка «маркетинговой цепочки» производство — товародвижение — потребление;

    7)    экологическая экспертиза (государственная, науч­ная, общественная, коммерческая).

     

    При экологическом маркетинге важно использовать ры­ночные методы, которые в наибольшей мере способству­ют эффективному решению экологических проблем. Они включают плату за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир) и за загрязне­ние окружающей среды (выбросы, сбросы и т. п.), эколо­гическое налогообложение, кредитный механизм в облас­ти природопользования, систему внебюджетных экологи­ческих фондов и банков, экологическое страхование.

     

    В рамках маркетинговой системы ФОССТИС имеются возможности по применению таких методов, как эконо­мическое стимулирование охраны окружающей среды, а также лицензирование и организация системы договоров в области природопользования. Ценообразование на продук­цию природоэксплуатирующих и природохозяйственных отраслей, особенно на экологически чистую продукцию и технологию, необходимо предусмотреть также четко, как и экологическое предпринимательство. С этой экономи­ческой категорией тесно связана система экологической сертификации. Ее внедрение позволит поставить вопрос о формировании рынка экологических работ, товаров и ус­луг (маркетинг, инжиниринг, лизинг, биржи и др.).

     

    Необходимость активного внедрения рыночных меха­низмов при организации природопользования подсказыва­ет опыт США, Японии, Германии, где применяется так называемый «бабл-принцип»: в качестве источника загряз­нения окружающей среды берутся не отдельные элементы, например дымовые трубы, а предприятие в целом. В преде­лах региона можно установить общие допустимые нормы сбросов и выбросов тех или иных загрязняющих веществ. Таким образом, предполагается, что предприятия находят­ся как бы в едином пространстве. При установлении стан­дарта качества среды конкретного региона (в рамках об­щих допустимых объемов и выбросов) предприятия будут сами определять величину выбросов и сбросов.

     

    Другие материалы с меткой Экологические риски